Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "Ёлочка" г. Надым
ДЕТСКИЙ САД "Ёлочка"
Год основаниямарт 1978 года. Языки образованиярусский

Работа с детьми ОВЗ

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» Ёлочка» г. Надыма» для группы компенсирующей направленности (ЗПР)

АННОТАЦИЯ

к адаптированной образовательной программе

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад» Ёлочка» г. Надыма»

для группы компенсирующей направленности (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» Ёлочка» г. Надыма» для группы компенсирующей направленности (ЗПР) (далее - Программа) является нормативно-управленческим документом, который определяет содержание и организацию коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ с детьми с задержкой психического развития (далее – с ЗПР).Реализация Программы обеспечивает разностороннее развитие воспитанников МДОУ с учётом их индивидуально-возрастных особенностей, достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа сформирована как образовательный инструмент психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста с ЗПР и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной федеральным УМО по общему образованию 20 мая 2015г.).

Содержание Программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования включает в себя совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают построение целостного коррекционно-образовательного процесса, направленного на разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» во взаимосвязи.

Приоритетом, обозначенным в Программе, выступает коррекционно-развивающее направление, обеспечивающего равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Методологической основой Программы является дидактическая система деятельностного метода, реализующего культурно-исторический системно-деятельностный подход в дошкольном образовании, на основе теоретических положений концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина.

Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, содержание которых носит взаимодополняющий характер.

Обязательная часть Программы разработана с учётом Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. /Под. ред. Л.Б. Баряевой, О.П.Гаврилушкиной, А.П.Зарина, Н.Д.Соколовой. – СПб.: Издательство «Союз», 2001г.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена на основе парциальных образовательных программ и программ факультативов:

- программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л., Авдеевой Н.Н. (цель программы: сформировать у ребёнка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений и ответственности за свои поступки; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни);

- программы социально-эмоционального развития детей от 3 до 6 лет «Я, ты, мы» О.Я.Князевой, Р.П.Стеркиной (цель программы: становление базовых свойств личности ребёнка: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми);

- примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкиной, Г.Г. Голубевой и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной (цель: создание условий для развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности);

- программа факультатива художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» (цель программы: развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством различных видов художественной деятельности).

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в РФ, в число которых входят: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказ Минобрнауки России от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», письмо Минобрнауки России от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей», постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13), письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008г. №АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Программа предназначена для освоения детьми с ЗПР в возрасте от 3до 7(8) летв группах компенсирующей направленности и предусматривает:

- проектирование модели коррекционно-развивающего обучения и психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающих создание специальных условий для развития ребёнка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольникам видам деятельности, с учётом особенностей психофизического и индивидуального развития;

- создание в дошкольном учреждении развивающей образовательной среды, способствующей коррекции проблем развития ребёнка и его успешной социализации.

Цель Программы:обеспечение позитивной социализации, коррекции нарушений и разностороннего развития детей с ЗПР с учётом индивидуально-возрастных особенностей и особых образовательных потребностей каждого ребёнка.

Приоритетные задачи реализации Программы:

- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребёнок чувствует себя защищённым и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;

- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребёнка;

- обеспечение своевременной коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы;

- формирование у ребёнка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

- формирование общей культуры личности ребёнка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; организация содержательного взаимодействия ребёнка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

-  воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьёй, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с ЗПР решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим и коррекционным сопровождением.

В ходе реализации содержания каждой образовательной области решаются основные воспитательные, образовательные и коррекционные задачи. Конкретное содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности детей, среди которых выделены общение, игра и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития ребёнка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных этапах развития ребёнка и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Содержание психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР по всем образовательным областям разделено на 3 этапа:

-     первый этап (ориентировочно младший и средний дошкольный возраст);

-     второй этап (ориентировочно старший дошкольный возраст);

-     третий этап (ориентировочно  подготовительный дошкольный возраст).

Достижение положительных результатов в реализации Программы обеспечивается наличием в МДОУ взаимодополняющих условий. Базовыми условиями обеспечения качества реализации Программы выступают: вариативность учебных программ, использование инновационных образовательных технологий, современная методическая и техническая оснащённость образовательного процесса, высококвалифицированный педагогический коллектив, позитивная социально-психологическая атмосфера учебно-воспитательной работы.

Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Отличительные особенности Программы:

- В центре Программы – ребёнок с ЗПР с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в организации адекватных условий, обеспечивающих коррекцию нарушений и разностороннее развитие с учётом индивидуально-возрастных особенностей, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка.

- В Программе акцентируется внимание на необходимости создания в МДОУ системы условий по поддержке позитивной социализации дошкольников с ЗПР как существенного фактора успешной адаптации детей в социуме и компенсации нарушений в их развитии.

- Базовым принципом реализации Программы является индивидуализация коррекционно-образовательного процесса. Под индивидуальной образовательной стратегией понимается система дидактических мер,обеспечивающих полноценное развитиеребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом его родителей (или их законных представителей).

- В Программе учтена специфика и особенности национально-культурных, демографических, климатических условий Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающие реализацию регионального компонента.

- В Программе центральное место отводится конструированию специализированной образовательной среды, направленной на стимуляцию познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей.

- Использование Программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка.

Документы

Методические материалы



Выводить нормативные документы: